Служба медиации

В соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Комплексом мер по обеспечению реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в системе образования Красноярского края на 2016-2020 годы от 26.08.2016, распоряжением Губернатора Красноярского края «О мерах, направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений антиобщественных действий несовершеннолетних  на территории Красноярского края» от 28.10.2016 № 571- pг, Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  Красноярского края «О неотложных мерах по профилактике общественно опасных деяний несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности» от 01.11.2016 № 167-кдн, Дорожной картой по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях Красноярского края от 08.02.2017, «Стандартами восстановительной медиации», разработанными и утвержденными Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17.03.2009 года, распоряжением начальника Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска «О создании и развитии служб медиации на территории муниципального образования город Норильск» № 280-55 от 09.02.2017 года в МБОУ «СШ № 29» создана служба школьной медиации.

Медиация – это способ разрешения споров с участием независимого и беспристрастного лица – медиатора, либо нескольких медиаторов, которые не наделены правом принятия решения по спору, а содействуют сторонам спора в поиске и выработке взаимоприемлемого решения, отражающего их собственные интересы и потребности. Медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Служба школьной медиации (далее СШМ) – это независимая школьная организация, которая объединяет обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

Метод школьной медиации является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Школьная медиация дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия.

Школьные медиаторы – это педагоги, прошедшие специальное обучение (не менее 72-х часов); обучающиеся 7-11 классов и родители, прошедшие обучение (не менее 24-х часов), являющиеся членами службы школьной медиации. Обучение детей и родителей могут проводить как педагоги – медиаторы образовательного учреждения, так и приглашенные специалисты.

  • При проведении медиации в школе соблюдаются положения Федерального закона № 193-ФЗ (медиатор будет беспристрастным, нейтральным, не будет и не вправе обвинять, наказывать, придавать огласке, навязывать свое мнение).
  • Медиация в школе будет с добровольного                 согласия ребенка.
  • Медиацию в школе проводит педагог, владеющий технологией и основам медиации, знающий особенности возрастного развития детей, возрастную психологию, тот, на кого возложена ответственность за жизнь и здоровье детей.
  • Медиация в школе – это переговоры, беседа, не являющаяся психологическим консультированием и не требующая от родителей и детей письменного согласия.
  • Медиация в школе проводится с соблюдением принципа конфиденциальности. Все, сказанное останется тайной, медиатор не вправе разглашать информацию, направлять её куда-либо.
  • Школьная медиация поможет также родителям и учителям если у них появятся претензии друг к другу.

Целями школьной службы медиации являются:

  • создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
  • распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов;
  • профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
  • помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
  • развитие в гимназии не административного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
  • формирование у обучающихся осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • формирование у обучающихся готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Основные направления деятельности служб школьной медиации

  •  проведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава;
  •  разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;
  •  предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
  •  формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);
  •  профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних);
  • профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Что важно для ребёнка

  • Проблема решается быстро (чаще за 1 беседу), не усугубляется, ребенок не страдает.
  • Ребенок вправе в любое время прервать беседу и уйти (или обратиться к директору и т.д.).
  • Нет огласки, репутация ребенка в детском коллективе, его самооценка не страдают.
  • Медиатор не принимает ничью сторону.
  • Медиатор не устраивает разбирательств, наказаний, не осуждает, не принуждает мириться, помогает понять друг друга и договориться, как возместить нанесенный вред и избежать повторения ситуации в будущем.

После медиации дети не испытывают желания отомстить, каждый сохранил достоинство и чувствует себя уверенно и в безопасности.

Что важно для родителей

  • Участие и Ваше, и ребенка в медиации – добровольное дело, Вы можете в любое время уйти.
  • Нет огласки, репутация ребенка в детском коллективе, его самооценка не страдают.
  • Вся информация остается конфиденциальной, никуда не сообщается.
  • Медиатор не принимает ничью сторону, вы равноправны.
  • Медиатор не осуждает ни Вашего ребенка, ни Ваш стиль воспитания, не принуждает мириться, помогает сторонам понять друг друга и договориться, как возместить нанесенный вред и избежать повторения ситуации в будущем.
  • Риск повторения ситуации минимален.
  • Вы не тратите время, моральные силы, финансы на длительнее разбирательства и судебные тяжбы.

Руководитель СШМ – социальный педагог МБОУ «СШ № 29»

Юмангулова Гузелия Исмаиловна, контактный телефон 34-26-41