Вяткина Н.И. Формирование функциональной грамотности через использование ЦОР

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотного человека. Особое значение уделяется развитию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках физики. Систематическое использование различных форм работы при решении учебно-познавательных задач и учебно-практических задач, формирует и развивает естественнонаучную грамотность школьников, позволяет эффективно решать собственные жизненные задачи и находить нужные для этого знания. В работе рассматриваются образовательные платформы, использование которых позволит повысить качество обучения, развить естественнонаучную грамотность обучающихся.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования.         

ЦОС - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению. Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий.  
ЦОС включает в себя: информационно-коммуникационную инфраструктуру, цифровые технологии, цифровые ресурсы.
Интернет и его образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью в преподавании моего предмета и инструментом мотивации и повышения качества обучения. Свои коррективы в жизнь школы внесла пандемия, которая вызвала определенные дефициты в организации электронной формы обучения, потребовала новых компетенций и гибкости педагога в условиях дистанционного обучения.

Какие ЦОР и как их эффективно использовать на уроке?

Какие ЦОР использовать для формирования функциональной грамотности (приоритетная цель современного образования - ФГ)?
Какие цифровые образовательные ресурсы можно использовать и как наиболее эффективно в рамках офлайн и онлайн и как их интегрировать с традиционными дидактическими материалами?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, изучила возможности цифровых образовательных ресурсов, применяю в своей работе: ЯКласс, Яндекс. Учебник, «Учи.ру», Онлайн – сервис «Мои достижения», LearningApps  (ленинг апс), «Российская электронная школа».

Более подробно хотелось остановиться на электронном ресурсе «Российская электронная школа (далее – «РЭШ») - проверенном и надежном крупном проекте, созданном в рамках исполнения поручений Президента России с целью обеспечения в образовательном процессе более широкого применения современных педагогических и ИТ – методов и технологий, ориентированных на индивидуализацию обучения, включающую ускоренное обучение. «РЭШ» позволяет учесть интересы всех участников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями: одарённые дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, а также обучающиеся, проживающие за пределами Российской Федерации. Задания могут задаваться в РЭШ как в изучении целого урока, так и конкретных заданий по теме. Еще одна из особенностей РЭШ заключается, в том, что есть мобильная версия сайта, т.е. обучающийся может легко просматривать уроки на смартфоне в любом месте его нахождения. На платформе «РЭШ» имеется возможность создания личных кабинетов учеников и их родителей. Контрольные задания не подразумевают повторного прохождения. Система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями, и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Самая главная задача для учителя: организовать процесс обучения так (традиционные и современные методы), чтобы обучающиеся активно и с интересом работали на уроке. Решить эту задачу позволяет цифровой ресурс «РЭШ».

Использую  из банка заданий на платформе «РЭШ» задания для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся. Для оценки уровня сформированности естественнонаучной грамотности создаю мероприятия на платформе «РЭШ». Банк заданий РЭШ предполагает использование заданий в электронном виде. Кроме того, «РЭШ» не дает возможности учителю ознакомиться с текстом задания до его планирования (просмотр только ключей проверки). Для выполнения заданий на платформе Российской электронной школы детям выдаю код мероприятия, индивидуальные коды, которые обучающиеся используют как доступ к заданию. После выполнения заданий результаты автоматически формируются в системе «РЭШ» в электронной таблице, если не требуется дополнительно проверка эксперта.
В основном все задания по формированию естественнонаучной грамотности объемные, рассчитаны на 40 минут работы, что требует выделения отдельного урока (а это не предусмотрено рабочими программами курсов). Применяю дифференцированный подход, выдаю индивидуальные задания на уроке, рассчитанные на 20 минут. Также использую платформу «РЭШ» в актированные дни, предлагаю выполнить задание дома.

Составляю сборники заданий по формированию естественнонаучной грамотности для 7-9 классов, используя контрольно-измерительный материал на сайте ФГБНУ «ФИПИ», задания из демо-версий КДР.

Для развития учений и навыков самостоятельного решения учебно-познавательных задач, направленных формирование естественнонаучной грамотности, использую сборники заданий на разных этапах урока.

На этапе мотивации использую иллюстративный ряд контекстов и вопросы, построенные на базе заданий соответствующих блоков физического содержания.

В процессе изучения материала использую тексты блоков без привлечения заданий, обеспечивая перенос знаний в другую жизненную ситуацию. На этапе проверки материала прошлого урока или первичного закрепления материала, изученного на данном уроке, использую блоки из 2-3 заданий по соответствующей теме. Это позволят существенно расширить диапазон практикоориентированных заданий и обеспечит непрерывную работу по формированию компетенций естественнонаучной грамотности. Блоки заданий  использую для дифференцированных домашних заданий, предлагая группам учащихся с разным уровнем подготовки блоки заданий с разным уровнем сложности по данной теме. На уроках обобщения и повторения материала блоки заданий по оценке естественнонаучной грамотности использую в рамках групповой работы обучающихся. Нетрадиционный контекст и жизненность ситуаций позволяет обучающимся в процессе работы над заданиями блока повторить и углубить задания целого ряда содержательных элементов.

Как сократить время на подготовку к уроку и проверку работ?

В своей работе использую Google-формы, это очень удобно, когда возникает необходимость массовой проверки знаний по параллелям. Контроль учебных достижений в виде тестирования, которое провожу через созданные онлайн - тесты. Автоматизированная проверка облегчает труд учителя. Онлайн- тестирование может быть массовым, охватывать большое количество учащихся одновременно. При этом сразу решается проблема оперативной автоматической обработки большого количества тестов при использовании современных компьютерных технологий и телекоммуникаций.

В моей коллекции собраны по классам и по предметам тематические и промежуточные контрольные работы.

Если не хватает времени составить собственный тест для учащихся, то можно для разнообразия использовать задания из Интерактивной рабочей тетради Skysmart, где также предусмотрена автоматическая проверка результатов и автоматически ставится отметка.

В целях трансляции своих методических разработок создала сайт на проекте Инфоурок. http://infourok.ru/user/vyatkina-natalya-ivanovna